Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Мини-чат |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
| | |
|
История Кшенского сахарного завода часть 1
В прошлом на месте нашего поселка простирались лишь болотистые пустыри. Кшень - сравнительно молодой населенный пункт, его возникновение началось с 1890-го года, когда в царской России развернулось усиленное железнодорожное строительство. В 1890-1891 годах началось строительство железнодорожной линии Курск-Воронеж. И тогда, на равном расстоянии между двумя губернскими городами, и были положены первые камни железнодорожной станции Кшень, названной по имени протекающей здесь реки. Вместе со строительством самой станции, первых железнодорожных построек, депо и жилищных домов для железнодорожных служащих в начале 90-х годов прошлого столетия возник и поселок Кшень. В то время здесь хозяйничали купцы и помещики, но после победы Октябрьской революции здесь началась новая жизнь. 29 декабря 1935 г. районная газета «Колхозная правда» на первой странице крупным шрифтом напечатала, что в 1936 г. между станцией Кшень и деревней Ивановкой начнется строительство сахарного завода, который по мощности будет крупнейшим в области и вторым в стране, что это строительство обойдется в 50 млн. рублей и завершится в конце 1940 г. Суточная мощность завода определялась переработкой 12 тыс. центнеров сахарной свеклы. В мае 1936 г. под руководством Смирнова (первый директор завода) произвели разметку и остолбление объектов, которые должны были возводиться в первую очередь, а погожим утром 12 июня 100 человек в западной части теперешнего стадиона приступили к рытью вместительного котлована для гашения извести и 50 человек - к насыпке полотна полутора километровой ветки от ж/д станции Кшень до будущего главного корпуса завода. В июле, августе и сентябре - по мере увеличения числа принятых на работу - приступили и к другим объектам. Из-за полного отсутствия жилья и самых минимальных бытовых условий набор рабочих сдерживали, при приеме на работу проводили строгий отбор, многим отказывали, но, тем не менее, число строителей неуклонно росло. В августе их было 350, осенью - 500, в марте 1937 г. - около тысячи - примерно столько рабочих оставалось до самого конца строительства. В 1939 году были сданы в эксплуатацию столовая, клуб, два магазина, а в 1940 г. - два склада для сахара, артезианская скважина, водонапорная башня, баки для патоки, амбулатория, три трехэтажных дома, завершена кладка стен главного корпуса завода. Но из-за перебоев в снабжении металлом и металлоизделиями, кровельными и электроматериалами, олифой, белилами и особенно лесом - стройка не была завершена. Также стройка дважды консервировалась из-за отсутствия средств. С началом Великой Отечественной войны строительство завода прекратилось. До ее начала был возведен главный корпус, построены жилые дома, бараки, ФЗШ. Завод был почти готов за исключением отстойников и труб, но в период оккупации все было разрушено, остались только баки и стены обгоревших домов. В ноябре-декабре 1941 г. завод находился в прифронтовой полосе и вечером 29 июня 1942 г. оказался захваченным немецко-фашисткимй оккупантами, которые к осени превратили его в укрепленный пункт с блиндажами, землянками, огневыми точками, ходами сообщения и складами боеприпасов, а свободные от построек места вокруг теперешних весовых, кагатного поля и отстойников использовали под аэродром. Разрушение завода бомбежками и артобстрелами немцы начали 28-29 июня 1942 г., а при отступлении в конце января 1943 г. закончили. Тогда они взорвали и сожгли главный корпус завода и около 40 только что отстроенных сооружений. От завода гиганта остались крохи - 4 третьестепенных помещения. Территория завода в буквальном смысле слова оказалась нашпигована минами, снарядами, бомбами. Разминирование продолжалось вплоть до 1948 г., но и до сих пор там иногда находят эти отголоски войны. Очередность восстановления разрушенных в войну заводов в то время устанавливалась правительством. В первую очередь брались за заводы с малыми разрушениями, во вторую - со средними, и в третью - с большими. Это было справедливо, так как в стране после войны, чтобы избежать голода и безработицы, нужно было срочно восстанавливать производства, но на Кшенском заводе разрушения были так велики, что он не попал даже в третью очередь. Восстановление завода началось только с 1946-го года. В этом году начали завозить оборудование, и к 1947 году оно было завезено полностью. В начале 1948 года на завод приехала группа строителей и, назначенный начальником строительства, Романов А.П. К тому времени директором завода стал Каганер Я.М., а прорабом - Матвиенко Н.Д. В первый год работы ощущалась острая нехватка рабочей силы, которую частично восполнили заключенными и военнопленными. Завод тоже готовил кадры. Группа девушек по заданию завода прошла курсы выпарщиц, сепаратчиков и т.д. Район включился в производство сахарной свеклы. Восстановление, как и строительство в 1936 г., начали с ж\д ветки. Одновременно засыпали траншеи, ходы сообщения, землянки, блиндажи, убирали щебень, разбирали поврежденные стены. В первые дни после войны на территории завода было организованно подсобное хозяйство, руководителем его был Лебедев М.Д.. Также была организованна автоколонна, так как для организации производства потребовались машины и сельскохозяйственная техника. В тяжелейших условиях возрождался Кшенский сахарный завод, но благодаря геройскому труду строителей в ноябре 1951 года с оценкой «хорошо» завод был принят государственной комиссией и 8 ноября впервые запущен на воде, а 29 ноября он успешно отработал 10 суток на свекле. Нормальная же его работа началась 10 декабря 1951 г. - завод дал стране первый сахар. 12-ого декабря руководство завода телеграфировало в Министерство пищевой промышленности СССР: «Кшенский сахарный завод после опробования начал сокодобывание. 11-го получен первый сахар. Переработано свеклы 10-го - 3700 ц, 11-го - 4800 ц, 12 - го - 6180 ц. Работа завода идет нормально. Принимаем меры к освоению плановой производительности. Директор завода Я.М. Каганер, начальник строительства Романов, секретарь партбюро Конев, председатель завкома профсоюза Ерохин, председатель госкомиссии Грицевский». Один из крупнейших в стране - Кшенский сахарный завод, вступил в строй действующих!
| | | Каганер Я.Р. Директор завода с 1948 года. | Романов А.П. Начальник строительства | Матвиенко Н.Д. Прораб |
|
Категория: История | Добавил: Neomax (23.03.2009)
| Автор: Владимир
|
Просмотров: 4816
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|