Нестабильность нашего государственно-политического, экономического положения, неопределенный характер общественного развития не позволяют создать четкую концепцию современного гуманитарного и, прежде всего, исторического образования. В данный момент идет поиск оптимальных вариантов преподавания общественных наук. С этой целью разработан и введен в действие базисный учебный план общеобразовательных учреждений России, цель которого заключается, с одной стороны, в том, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны и, с другой, чтобы учесть в своей учебно-педагогической деятельности национальные, региональные, местные особенности и традиции. Важная роль в достижении этой цели отводится использованию краеведческого материала в образовательном процессе. Безграничны возможности музеев в пропаганде всего лучшего, чем владеет человечество, ведь в них сосредоточены, бесценные сокровища. В современном понимании музей означает «научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение». Задача школьного музея: передача знаний - передача жизненного опыта, восприятие культурных ценностей. Воспитательная работа в Нижнеграйворонской средней общеобразовательной школе с учащимися 1 - 11 классов в 2007-2008 учебном году осуществлялась классными руководителями и общественностью и была направлена на реализацию целевой программы Министерства образования РФ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», областной программы «Патриотическое воспитание граждан Курской области на 2006-2010 годы», плана мероприятий отдела образования администрации исполнительной государственной власти Советского района по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Курской битве. Систематически и целенаправленно осуществлял свою деятельность педагогической коллектив по формированию у школьников у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конструктивных обязанностей по защите Родины. Патриотизм-это исток трудолюбия, самоотверженности, мужества, доблести, подвига, доброты к людям. Центром патриотического воспитания школьников у нас является школьный краеведческий музей, созданный в 1986 году учителем истории Стародубцевым Виталием Васильевичем. Цель создания музея собирательская, просветительская, научно-исследовательская работа по передаче знаний и сохранению памяти об истории своего села, района, области. Очень важно, чтобы знали и сохраняли память люди пожилого возраста, но особенно молодое поколение, так как именно им предстоит в будущем передавать эстафету памяти новым поколениям. Поэтому основатель музея ставил своею целью создать музей именно в школе, где будет представлена ему, как историку и уроженцу села Нижняя Грайворонка, наибольшая возможность работать с подрастающим поколением. Краеведческий материал нашей местности находится в школьном историко-краеведческом музее, расположенном в 3-ех залах: Боевой Славы, Истории села, истории школы. Историко-краеведческий музей имеет паспорт и свидетельство № 5509 о присвоении ему звания «Школьный». Он зарегистрирован в аннотированном списке школьных музеев Курской области. Среди экспонатов - документы, фотографии, солдатские письма, награды, трофейное оружие, статьи - воспоминания, кассеты с записями односельчан, репродукции картин, написанные участником войны Владимиром Афанасьевичем Блудовым, бывшим заведующим РОНО и Юрием Дмитриевичем Сысоевым, сыном нашего земляка Дмитрия Михайловича Сысоева, погибшего на фронте в 1942 году. Ведется переписка с 15 архивами нашей страны. Главная задача педагогического коллектива нашей школы состоит в том, чтобы максимально использовать свой школьный музей в учебно-воспитательной работе с учащимися, особенно сейчас, когда школа перешла на новые программы в обучении и на уроке широко применяется краеведческий принцип преподавания. Использование учителем краеведческого материала на уроках оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на ученика. С использованием краеведческого материала зала Боевой славы проводим многие уроки по истории России, имеющие большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся: - Отечественная война 1812 года. Участие в ней нижнеграйворонцев: Лачинова, Логвинова, Каратеева. - Историческое значение Курской битвы. Используем картину «Поединок» и то, что 16 нижнеграйворонцев являлись участниками Курской битвы. - Женщины села в годы великой Отечественной войны. Говорим о санитарках, так как у нас дважды располагался полевой передвижной госпиталь; о девяти женщинах-трактористках; о четырнадцати женщинах, участвовавших в строи рельсовой железной дороги «Старый Оскол-Ржава». - В зале Боевой Славы проходит повторительно-обобщающий урок в 11 классе на тему «Вторая мировая и Великая Отечественная войны» с участием экскурсоводов. Велико образовательное и воспитательное значение этих уроков. Учащимся конкретно показывают зверства, которые творили немецко-фашистские захватчики по отношению к населению оккупированных территорий области, района, села; борьба трудящихся против врага. Подчеркиваем, что на фронт для борьбы с захватчиками ушло более 600 нижнеграйворонцев, что в борьбе с заклятым врагом погибло 360 земляков. Им в 1992 году на средства односельчан установлен памятник, что у нас два Героя Советского Союза: Сысоев Михаил Андреевич и Емельянов Д.И. - уроженцы села. На уроках выступают ветераны Великой Отечественной войны. Учащиеся с большим интересом слушают живых свидетелей тех событий, они как бы переносятся в обстановку того времени. Такие уроки формируют у школьников чувство сопричастности с подвигами старших поколений, способствуют более яркому представлению о героизме советских людей, наших земляков, проявленном во имя защиты Родины на фронтах, в тылу и на оккупированных территориях. Используя краеведческий материал зала «История села» проводим уроки литературы в 6 кл. но теме: «Фольклор нашего села. Народные песни», уроки ОГЖ в 11 кл, по темам: «История храмного зодчества на Руси. Храмы нашего района. История храма в нашем селе», «Иконы. Иконопись». Приобретая знания по ОГЖ в музейной комнате «История села», Ветрова Ира, ученица 11 класса, заняла в районной олимпиаде 3-е место (руководитель Захарова В.Ф.). В этом зале учителя начальных классов проводят уроки по темам: - Предметы быта и труда наших предков; - Устное народное творчество; - Откуда пошла русская земля; - Сохраним природу родного края; - Старинные музыкальные инструменты. Организация различных видов самостоятельной работы учащихся по использованию краеведческого материала на уроках и во внеурочное время открывает перед учителем большие возможности в осуществлении дифференцированности подхода к обучению и воспитанию учащихся. Неизгладимое впечатление в детских сердцах оставили классные часы, Уроки Мужества: 1. Нам этот мир завещано беречь. (Селезнева Е.В.) 2. Война-разлучница (Стародубцева В.М.) 3. Урок по военно-профессиональной ориентации «Есть такая профессия - родину защищать». (Пьяных Н.Ю.) В духе патриотизма проведено общешкольное мероприятие «День России» (Герасимов С.В.) - тематическая маршрутная игра «Посвящение в Россияне», цель которой: - патриотическое воспитание школьников; - ознакомление с традициями и культурой России. Создание условий для духовного развития учащихся и раскрытие их творческого потенциала. Игра состояла из 4-х маршрутов: 1. «Я президент» 2. «Города России» 3. «Мой новый закон» 4. «Моя Россия через 100 лет» - зарисовки.
Мероприятие прошло на высоком уровне, учитель Герасимов С.В. старался каждому ученику привить патриотические чувства, гордость за свою страну, желание в будущем участвовать в преобразовании России в огромную, богатую и непобедимую Державу. Практика показывает, что основным побудительным стимулом юных краеведов является стремление узнать, увидеть, исследовать. Следует особо выделить их поисковую, научно-исследовательскую деятельность в кружках «Юный краевед»- руководитель Сысоева Г.М. (учитель русского языка и литературы). Одной из форм самостоятельной работы школьников с материалами нашего музея является подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений на темы: -Злодеяния фашистов на территории нашего совета. -Возникновение села Нижняя Граиворонка. -Видные люди нашего села. -Они живут рядом с нами. Сочинений: -Из историй герба России. -Путешествие с моими героями по страницам истории. -Я люблю тебя Россия. -России милый уголок (Моисеева Вита, 11 кл.). Стихотворений: -Овеянные славою флаг наш и Герб. Проводим обзорные и тематические экскурсии для учащихся школы, старожилов, родителей, учащихся 10 класса СШ №1, учащихся ПУ № 33 по различной тематике: - Они защищали наше село; - Юные минеры; - Судьба участников афганских и чеченских событий - наших выпускников; - Трофеи военного времени; - Солдатские треугольники; - Видные люди нашего села; - Учителя школы - участники Великой Отечественной войны; - Они знали войну; - Откуда пошло мое село. Что же дает использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе? 1. Прививается интерес к предмету, любовь к родному краю, трудолюбие, гордость за своих земляков. 2. Повышает качество знаний по предмету, грамотность учащихся, культура устной и письменной речи.
Это одно из эффективных средств патриотического, нравственного воспитания, так как соединения учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно. Материалы музея широко используют не только наши школьники, но и выпускники, обучаясь в высших учебных заведениях. Например, студент педуниверситета Проскурников Александр использовал документальный материал о селе Нижняя Грайворонка, а в уголок музея «Природа родного края» подарил свою фотовыставку; Орлова Анна, студентка медуниверситета, используя исторической документальный материал, писала доклад на тему: «Зал Боевой Славы музея Нижнеграйворонской школы Советского района»; Терских Евгений, студент педуниверситета, подбирал материал о наших потомках. награжденных орденом Л.Невского. Ряд студентов нашего района писали дипломные работы, используя документы и материалы наших музейных залов. Мы горды тем, что на территории Нижнеграйворонского кладбища был благоустроен целый мемориальный комплекс, где находится братская могила с перезахоронением в 2000 году останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны ни территории четырех районов Курской области: Советского, Черемисиновского, Горшеченского, Касторенского; памятник воинам-землякам; а 8 мая состоялся традиционный мотопробег и здесь проходил митинг, посвященный 62-й годовщине победы, на которой собрались ветераны войны и груди, курсанты военно-патриотического клуба «Славяне», труженики СПК «Русь» и состоялось открыто памятника первым поселенцам и памятника Сысоеву Михаилу Андреевичу -- Герою Советского Союза, нашему земляку, проживавшему в г. Курске и умершему 2\ мая 2006 г. в возрасте 84-х лет (перед смертью он завещал похоронить его на малой Родине). Дорожки и площадь этого святого места были выложены тротуарной плиткой и объединены все четыре памятника. Памятник воинам-землякам капитально отремонтирован. Жители села от всего сердца благодарят за такое внимание к исторической памяти односельчан, администрацию Советского района, Совет ветеранов, правление СПК «Русь», администрацию муниципального образования «Нижнеграйворонский сельсовет», рабочих. А 25 июня этого года нижнсграиворонцы широко отметили День памяти своего земляка, Героя Советского Союза Сысоева М.А.; 24 июня ему исполнилось бы 85 лет. В этот день приехали сестры Михаила Андреевича с Украины и Воронежа; племянница, морские пехотинцы: О.Б. Голеусов, А.А. Шаталов, председатель ассоциации жертв политических репрессий А.А Федоровская, ее коллега по работе Л.И. Соснова - из Курска. Гости побывали в нашем музее и остались очень довольны его содержанием о Михаиле Андреевиче Сысоеве у нас собран богатейший материал. У памятника Михаилу Андреевичу собралось много односельчан; учителя, учащиеся школы, ветераны войны и труда, приехавшие из Кшени; курсанты военно-патриотического клуба «Славяне» стали в Почетный караул возле братской могилы и у памятника Герою Советского Союза. После интереснейших выступлений в центральном сельском Доме культуры состоялся концерт «Цветы России», который дали лучшие участники художественной самодеятельности района. Наша задача теперь ухаживать за памятниками и беречь это историческое состояние.
Ведя поисковую работу, изучая родной край, учащиеся совершают походы, экскурсии, встречи с очевидцами событий, с целью пополнения фондов музея. В основе работы музея мероприятия посвященные 63-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 65-летию победы в Курской битве. Проявляя особый интерес к материалам школьного музея дети пишут научно-исследовательские работы. Моисеева Вита, ученица 10 кл., участвовала в VIII Всероссийском конкурсе «Человек и малая Родина» периода 1945-1965 гг. (о послевоенном колхозном строительстве в родном селе). Наши дети участвовали в областном фестивале «Детство бет границ» в рамках программы «Тайны родного края». Их лучшие работы «Была суровая война», «От детского дома и до ...Берлина», «В фашистской неволе» Ишковой Маргариты и Моисеевой Виты были напечатаны в сборнике «Сеймские берега», посвященном 65-летию Победы в Курской битве. Используя материалы музея, наши ученики активно участвуют в школьных, районных и областных мероприятиях: - В краеведческой викторине «Край мой Курский - войной опалённый»; - В операции «Мы верим в тебя солдат»; - В районном литературно-художественном конкурсе «Гренадеры, вперед!»; - В районной операции «Мы перед памятью в долгу»; В этом учебном году мы отмечали 25-летие Советского Краеведческого музея, который был основан знатным и страстным краеведом нашего района Н.А. Немцевым. Этому юбилею было посвящено в мае-июне ряд конкурсов, в которых наши школьники приняли самое активное участии: - научно-исследовательская работа Моисеевой Виты, ученицы 10 класса, занявшей 1-е место; - грамотой награждён Семёнов Рома, 4 класс, написавший па конкурс сочинение «Удивительный мир музея».
Видеофильм с презентацией вы можете скачать тут. Размер файла 7,3 Мб.
Видео с нормальным качеством вы можете скачать с FTP-сервера по адресу.
|